История

Если следующие три строки оставляют Вас равнодушными, то и дальше читать необязательно:

Гаишник, остановив твою машину, первым делом спрашивает какого она цвета под грязью и, услышав что ты сам не помнишь, отправляет тебя на мойку.

На единственной в твоем районе мойке, куда твой монстр влезает по высоте, при виде тебя автомойщик кричит "НЕ-Е-ЕТ!!!", бросает шланг и убегает в неизвестном направлении.

Гаишник, снова остановив твою чистую машину, спрашивает какого цвета машина под наклейками.

Эти воспоминания вовсе не претендуют на то, чтобы называться «История развития джиперского движения в России». Это, скорее, заметки человека, который волею судеб стал очевидцем, а зачастую и участником описываемых событий. Наверное, кто-нибудь (я даже догадываюсь, кто именно!) скажет: «Вранье - все было не так!» И, скорее всего, в чем-то окажется прав. Примите все последующее не как истину в последней инстанции, а как воспоминания «старого джипера», сидящего то ли у костра, то ли у камина.

 

Camel Trophy «Байкал-90»

Через год после московской Олимпиады 1980 года начал свой двадцатилетний отсчет так хорошо всем известный ныне Camel Trophy. He прошло и десяти лет, как это весьма широко известное приключение пришло в Советский Союз. Только на нашей родине об этом рожденном рекламой приключении знают едва ли не все - от домохозяйки до пастуха. Всюду, где стоит волшебный «голубой ящик», об этом знают.

В 1990 году, нарушив до того незыблемую традицию путешествовать по джунглям, Camel Trophy пришло не просто в средние широты, а в весьма суровый край под пугающим иностранца названием Сибирь. До старта в Иркутске практически никакой информации ни в прессе, ни на телевидении не появлялось. И только после финиша, не ставшего для еще советской команды триумфальным, первая информация достигла ушей и глаз советского человека. Летом того же 1990 года в газете «Советский спорт» появилась скромная анкета для желающих испытать себя в Camel Trophy следующего года.

В Танзанию и Бурунди поехали Вадим Савельев и Михаил Снарский. С именем последнего во многом связано и начало, как мне кажется, зарождения джиперского движения в России. Вернувшись из Африки, Миша на пару с Тарасом Нечипоренко (Тарасу в тот год не удалось сделать только последний шаг для попадания в советскую команду: из финальной четверки под Парижем двое оставались не у дел) задались целью - найти денег и организовать Russian Off-road Center.

 

Russian Off-road Center

Это были, как известно, золотые годы для начала всякого бизнеса в России. Задавшись целью, ребята через год нашли некую сумму денег, которых хватило на командировку в Бельгию на крупнейший в Европе рынок подержанных автомобилей, где были приобретены три Jeep Wrangler, прибывших в страну советов... грузовым самолетом. На оставшиеся деньги был снят офис на Тверской, ближайшим соседом, между прочим, был небольшой алмазный концернишко по имени «Де Бирс». Скромно так!

Целый год Тарас, Миша и присоединившийся к ним Дмитрий Леонидов искали клиентов для участия в организуемых компанией туристических поездках по российскому бездорожью. Деньги под эту привлекательную и сегодня идею дало некое совместное советско-британское предприятие «Автокам», намеревавшееся наладить сборку небольших автомобильчиков с пластиковым кузовом. «Автокам» был создан на деньги из Набережных Челнов. Так что, как видите, прослеживается некоторая связь между гигантом отечественного автопрома и нынешним «Клубом 4x4».

В те годы было модно писать все по-иностранному, вот и на капотах трех Jeep красовались неброские, но большие наклейки Russian Off-road Center. Работа по поиску клиентов была проведена огромная - сотни писем и факсов были разосланы по всему свету, но клиент не ехал. Виной, как мне кажется, были вовсе не просчеты ребят, а общая нестабильность общества, события в Чечне, криминогенная обстановка. За все время трудовой деятельности «Автокам Тура» в Россию приехало только четыре группы из Англии (с тремя из них мне посчастливилось работать гидом). Согласитесь, что мало кому будет приятно возвращаться в Москву из пятидневного путешествия по заповедным местам Верхневолжья и встречаться со стрельбой на ее улицах. Так или иначе, встал извечный русский вопрос: что делать?

 

 

Первые «покатушки» в Звенигороде

Осенью 1993 года во всем хорошо известном песчаном карьере под Звенигородом были организованы первые соревнования. В качестве ответственного за подготовку трасс был приглашен Александр Аксенов, бывший в то время менеджером российской команды Camel Trophy. Для трассы был задействован не только карьер, но и часть живописных склонов Москвы-реки. Стартовые взносы были «взрослыми» - где-то в районе 250 зеленых рублей. Правда, и призы обещали неплохие: за первое место полагалась путевка на двоих на Багамы.

Но уже через полгода московский «Клуб 4x4» организовал свои первые «покатушки». «Покатушки» быстро приобрели популярность и дважды в год собирали в карьер множество участников, «больных» полным приводом. Заглянул туда как-то и звезда российского ралли Александр Потапов. Выступая за команду банка на совершенно новом Range Rover, Потапов смог занять лишь... третье место. Заезды проходили по «олимпийской системе» и вызывали огромный ажиотаж у зрителей.

Зимой 1995 года экспансия джиперства перекинулась в северную столицу в виде бездорожного ралли. Так была открыта страница набирающих сейчас в России все большую популярность ралли-рейдов. Но на этом колесо истории не остановилось...

Первый российский трофи-рейд

В конце лета 1996 года одни из самых заядлых членов Санкт-Петербургского клуба Off-road & 4x4 Club Саня Дерюгин и Толик Молчанов рассказали о найденной в каком-то рекламном объявлении информации о международном «Арктик трофи» на Кольском полуострове и заявили, что намерены туда отправиться, благо, что у Толика - 33-я Fulda, а у Сани - аж 35-й BFG Mud Terrain!

Недолго думая обращаются за помощью к Михаилу Снарскому в московский «4x4 Клуб», где находят поддержку в виде лебедки Ramsey 6000, резины Goodyear Wrangler AT 235x75/R15 и оплаты заявочного взноса.

Итак, в Мурманск прибыло 4 экипажа из Питера (кроме упомянутых, еще и Борис Гадасин) на Nissan Patrol, Range Rover и двух Land Cruiser (40-ка и 60-ка). Среди участников международных соревнований были: три стандартных УАЗа, Газ-66, КамАЗ и пяток мотоциклов, включая норвежца Йорна на... дорожном BMW практически на «сликах»! Подозреваю, что без приезда «варягов» из Питера и появления в журнале «4х4 Клуб» постфактум замечательной статьи Лехи Щербакова, «Арктик трофи» мог бы еще долгое время быть местным событием. А сколько разных приключений испытали участники: и «изгнание» главного судьи (судья всесоюзной категории по... авиамодельному спорту), и переправу через Печу, и утопление КамАЗа в болоте, и мытарства Йорна с BMW, и поломку заднего моста на 60-ке Сани Дерюгина, и ночное покорение заснеженных гор Ловозерские тундры и даже ипподромную гонку!

Женя Ведерников - «мотор» приключения на Кольском, первым ввел секундомер для подведения итогов трофи-рейдов, а время, хотя и не сразу, показало состоятельность этого способа. Тогда же было впервые в джиперской практике реализовано «сверхнизкое» давление в колесах при преодолении болот - аж 0,8 атм! Сейчас этот «пионерский» шаг вызывает лишь улыбку. Так что первый камень в фундамент «трофического» движения был заложен правильный!

К большому прискорбию, при разведке маршрута «Арктик трофи-1999» Евгений Ведерников погиб, погиб вместе с журналистом Сергеем Щербовичем. На последнее, организованное им соревнование съехалось рекордное количество участников, все, кто знал Евгения... Это был последний год «настоящего» «Арктик трофи» - соревнования, бывшего культовым в среде любителей внедорожников и положившего начало трофи-рейдам как виду автомобильного спорта...

1999 год. Две недели до старта очередного триумфального Арктик-трофи. Во вторник Евгений со своим другом Сергеем Щербовичем оператором Мурманского корпункта РТР выезжают на окончательную разведку маршрута из Оленегорска по трассе «Забытого мира» в Кировск. Все как обычно. Маршрут проезжен вдоль и поперек и не раз. Но через четыре дня в воскресенье, как и было договорено, на связь со своими коллегами не вышел. Не было никаких известий и на следующий день. Во вторник в воздух поднялся вертолет мурманского МЧС. Прошли по трассе и сразу увидели УАЗик. Стоит в воде. В броду через Печу. Только к вечеру вторника добрались до этого места. УАЗик стоял посередине реки, лебедка была зацеплена за дерево на другом берегу, двигатель не работал, за рулем сидел Сергей, на заднем сидении Евгений. Евгений ни при каких условиях не отдавал водительского места. Почему сейчас он оказался сзади не скажет никто.

При всей смертельной загадочности произошедшего, причиной стал зловещий угарный газ. А вот выводы этой статьи признаться немного озадачили. Многие, наверное, видели, как у затонувшей машины эффектно выплевываются бурбульки из погруженной под воду выхлопной трубы. Однако в этом таится смертельная опасность. Плохая герметичность кузова, течение, ветер и выхлопные газы в считанные минуты доводят концентрацию угарного газа в салоне до смертельных пределов. В эксперименте для достижения ПДК оказалось достаточно двух минут. И все. Потеря сознания, кома, летальный исход. Честно говоря, шокирующие результаты.

А ведь таких случаев не один, не два. Их в действительности много больше. Катастрофическое стечение обстоятельств. Брод с достаточной глубиной, обрезанная под кузовом (что бы не обломать на трассе) выхлопная труба, течение, промозглая погода (закрытые окна). Застряли, тянулись лебедкой. Аккумулятор садится через 5 минут. Глушить нельзя. Двигатель работает, «набивает» аккумулятор. Сели погреться. 5 минут и …..

На маршрутах «Арктик трофи» прошли испытания такие известные сегодня представители движения и организаторы соревнования (кроме упомянутых выше представителей славного Питера), как Шаталов Евгений (Челябинск), Кульнев Владимир (Петрозаводск), Сергиенко Игорь (Киев), Геннадий Измер (Минск), Игорь Козлов, Александр Федин и Сергей Хлюстов (Москва), участники из Латвии (известные Лазданс и Трупе) и Финляндии (знаменитые Кари и Хари), Норвегии и Швеции, уникальные участники многих соревнований - Александр Фулиди и Владимир Венглинский, Анатолий Викторов и Марек Гетка, женский экипаж Людмилы Яшиной и всеми любимый экипаж «Орехов», а также сплоченные команды «Немала» и «Автокея», не говоря уже о многочисленных представителях Мурманска.

«Арктик трофи» в издании Евгения Ведерникова ушло в легенду со своими «спортивными» особенностями, уникальными природными условиями и всегда «звездным» составом участников. Большими усилиями возрождаются новые клубы на Кольском полуострове, идеологами которых являются помощники Евгения Ведерникова по организации «Арктик трофи» - Гнусов Андрей, Кушнир Константин и Глеб Земляное.

 

Рождение «Ладоги»

Возвратившись из Мурманска, Толик Молчанов резонно заметил: «А чем мы хуже? Давай-ка и мы что-нибудь эдакое организуем!» Идея закольцевать маршрут вокруг Ладожского озера лежала на поверхности, и следующей же весной мы отправились на разведку маршрута. С самого начала «Ладога» задумывалась не только как соревнование, но и как возможность прокатиться по необыкновенно красивым уголкам Приладожья. Первая же «Ладога» собрала 33 экипажа из Москвы, Питера, Мурманска и Латвии, которые единственный раз за все годы двигались общим конвоем. Событие, несмотря на ряд допущенных «ошибок молодости», удалось. За первую «Ладогу» случилось два неприятных инцидента. Первый произошел во время пляжной гонки - на скорости за «сотню» перевернулся MB Gelaendewagen. В итоге водитель с переломом руки был отправлен в Петербург. Второй же инцидент имел место на ставшем знаменитом впоследствии «малом оффроудном кольце». На самом финише 2,5-километрового кольца, с крутого подъема дважды улетал вниз «Красный Клоп» (Toyota Land Cruiser BJ40) Александра Дерюгина, поранив при этом руку своего штурмана и превратившись в кабриолет по причине «съехавшей» крыши.

Генеральная линия «Ладоги», похоже, пришлась многим по вкусу, о чем свидетельствует динамика роста числа участников: 33 в 97 - м; 47 - в 98-м; 51 - в 99-м; 88 - в 2000-м; 108 - в 2001-м; 112 - в 2002-м и 123 - в 2003-м. Да и география участников потихонечку расширялась. Дабы у джиперов не закружилась голова, каждый год направление движения вокруг озера менялось.

 

Лучше короче, но тяжелее!

Только-только отгремела первая «Ладога», как в рядах джиперов поднялся ропот: хотим чего-нибудь настоящего, потяжелее, так, чтобы - «по уши»! Так появилась необходимость в создании нового, тяжелого соревнования. Сначала - Bloody Heavy, переименованное сначала в «Хляби», а впоследствии в «Тоснен-ские болота», потом - «Вепсский лес».

 

Образование АТК - новейшая история

К началу нового века спортивное направление во внедорожном движении имело несколько ярко выраженных регионов и направлений. Соревнования разделились на ралли-рейды (они оформились с помощью правил ФИА) и остальные. Остальных (трофи-рейды, спринты, различное ориентирование и триалы) набиралось достаточно большое количество не только по перечню дисциплин, но и по географии. Образовались «градообразующие» регионы - это Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Мурманск, Екатеринбург, Брянск и Тверь. Во всех этих регионах проводились «автомобильные соревнования», но каждый организатор проводил их по своим правилам и в сроки, которые зачастую накладывались друг на друга. Кроме этого, еще в большом количестве регионов проводились различные мероприятия, не несущие «спортивной» направленности - это экспедиции, различные фестивали и «покатушки» выходного дня.

Объединить усилия организаторов в создании единых правил проведения соревнований, единой классификации автомобилей и видов мероприятий и призвана Национальная ассоциация трофи клубов, которая была организована в 2000 году и в которую вошли все без исключения ведущие на тот период клубы страны. Все понимали важность единого пространства для мероприятий и единых правил игры на нем.

За три года с помощью клубов АТК был создан новый национальный вид спорта - трофи-рейды (теперь ежегодно определяются чемпионы России и обладатели Кубка) со своей классификацией машин -ТР-1, ТР-2, ТР-3. Появились яркие и самобытные соревнования - «Бездна», «Заха», «Тосненские болота», «Александр Браун Трофи», «Вепсский лес» и «Кубок суперстроя».

В 2003 году между АТК, РАФ и клубами стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония, Финляндия) заключено международное соглашение о сотрудничестве и проведении совместных соревнований - Кубка Балтии (Латвия, Эстония, Литва и Финляндия) и Кубка Балтийского моря (Россия, Эстония, Финляндия).

Однако не только развитием автомобильного спорта славится внедорожное движение - существуют направления экстремально-приключенческого туризма, коммерческого организованного туризма на внедорожниках и просто автомобильного туризма с посещением недоступных для обычных машин мест. История развития этих направлений уходит далеко, и сегодня кажется, что они были всегда.

В России движение увлечения полным приводом растет, и этот рост имеет природу экспоненциальной зависимости. Уже трудно становится учитывать все клубы и направления их деятельности, еще труднее становится отследить многочисленные путешествия и экспедиции индивидуальных любителей внедорожников. От Белого до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана - везде можно встретить любителей «покорить» себя и «приноровить» свой внедорожник.

 

 
RS-Tuning: (495) 772-61-00